Закрыть
Авторизация

Логин:

Пароль:



Забыли пароль?
Регистрация
8 (34676) 36-6-11

bu.uobmr@gmail.com
628285 г.Урай, Промзона, 10-й проезд

Регистратура: 8 (34676) 36-6-34


Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Урайская окружная больница медицинской реабилитации" 

Аутизм

Пятница,  26  Марта  2021

Аутизм – это расстройство психики, возникающее при нарушениях в работе головного мозга и выражающееся в недостатке общения и социального взаимодействия. Проявляется постоянно повторяющимися действиями со стороны больного, а также ограничением сферы интересов. Простыми словами, аутисты склонны к уходу в свой собственный мир, не приветствуя вмешательства в него никакими способами.

Медики классифицируют аутизм, как одно из заболеваний нервной системы, однако существует и другое расхожее мнение о том, что это не болезнь, а состояние, характеризующееся отклонениями в развитии ребенка.

Аутизм может возникнуть не только у маленьких детей, но и у взрослых людей и чаще всего проявляется как один из симптомов шизофрении. Болезнь, возникшая у взрослого человека, носит название атипичный аутизм. Причины ее появления, как и в детском возрасте, также до конца не изучены.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

На сегодняшний день существуют четыре группы раннего детского аутизма, отличающихся между собой тяжестью заболевания:

Первая и самая тяжелая форма заболевания. Характеризуется полной отрешенностью, когда ребенок абсолютно не интересуется происходящим вокруг него. Он не реагирует на ощущения дискомфорта, ласковые слова родных, мокрые пеленки и даже на чувство голода. Они избегают любых телесных контактов и не выдерживают, когда смотрят им в глаза.

Следующая форма заболевания характеризуется активным отвержением пациентов окружающей их действительности. Такие дети подвержены очень тщательной избирательности при общении с внешним миром. Обычно они общаются только с близкими людьми, иногда исключительно с родителями. Для такой формы болезни характерно проявление избирательности не только в контактах, но и в одежде, и даже в еде. Вмешательство посторонних в жизнь ребенка приводит к появлению сильных страхов, на которые они реагируют агрессией или аутоагрессией. Дети с такой формой аутизма часто используют одни и те же слова в разговоре, повторяют фразы и движения. Но, тем не менее, такие пациенты более социально адаптированы, чем пациенты, относящиеся к первой группе.

Третья степень заболевания свойственна детям, которые склонны закрываться в себе, уходить в собственный придуманный мир. Таким образом они скрываются от внешнего мира. Их занятия и увлечения зациклены: они могут годами играть в одну и ту же игру, рисовать одни и те же картины и разговаривать на одни и те же темы. В некоторых случаях их интересы мрачные и устрашающие, иногда с примесью агрессии.

Четвертая, легкая степень аутизма объединяет в себе детей, испытывающих серьезные трудности во взаимодействии с действительностью и окружающим миром. Пациенты при этом чрезвычайно ранимы, эмоционально чувствительны и уязвимы. Они стараются избегать всех психологически негативных контактов, их страшат любые отношения. Также такие дети сильно реагируют на оценку других людей.

При этом следует отметить, что правильно организованная работа дает возможность продвижения детей от тяжелой к более легкой степени заболевания, и зачастую помогают адаптироваться в социальной сфере и окружающей его среде.

Аутизм в подростковом периоде протекает намного тяжелее, чем у пациентов младшего и дошкольного возраста. У более старших детей зачастую на почве заболевания возникают психозы, депрессии и немотивированная агрессия.

СИМПТОМАТИКА ЗАБОЛЕВАНИЯ

Симптоматика данного заболевания проявляется в совокупности поведенческих и физиологических факторов.

Поведенческий аутизм выражается в различных формах в зависимости от возраста ребенка.

Наличие аутистического расстройства у новорожденных и детей в возрасте до шести месяцев можно выявить по наличию следующих симптомов:

  • постоянная нервозность и сильный плач, чрезмерная активность грудничка;
  • повышенная пассивность, слабый и невыраженный интерес к окружающему миру, либо полное его отсутствие, минимальная двигательная активность, практическое отсутствие плача;
  • задержка в развитии ребенка;
  • ускоренный рост головы;
  • отсутствие реакции на голоса родителей;
  • отказ от грудного вскармливания;
  • нет концентрации и фокусировки взгляда на различных предметах и лицах;
  • неприятие материнских или отцовских прикосновений.

Признаками аутизма у ребенка от двух до одиннадцати лет являются:

  • отказ от визуального контакта с собеседником;
  • невосприимчивость к собственному имени;
  • нежелание общаться с другими детьми, постоянное стремление находиться в одиночестве;
  • отказ от разговоров со старшими людьми;
  • панические состояния при смене привычной обстановки;
  • определенные сложности в обучении и приобретении различных навыков;
  • проявление интереса к определенному виду деятельности (музыка, компьютер, изобразительное искусство, математика);
  • повторение одних и тех же жестов, звуков или слов, проявляющиеся в систематическом порядке.

Симптомы, указывающие на наличие аутизма у детей после одиннадцати лет:

  • депрессивные расстройства с проявлениями агрессии;
  • нарушение речевой функции;
  • склонность к повторяющимся действиям;
  • коммуникации с вымышленными собеседниками;
  • отрицание необходимости общения с окружающими людьми;
  • негативные проявления при любых переменах;
  • повышенная тревожность, перевозбудимость, чрезмерная нервозность;
  • сильная привязанность к определенным предметам;
  • патологические страхи и панические состояния;
  • систематическое следование придуманным ритуалам.

Тяжесть развития аутистических расстройств у взрослой женщины или мужчины напрямую связана с их течением в детском возрасте.

Обычно они имеют следующую симптоматику:

  • игнорирование общепринятых норм поведения;
  • скудность мимики, жестов и словарного запаса;
  • отсутствие эмоций и интонации;
  • невосприятие эмоциональных и чувственных изменений в поведении других людей;
  • нежелание контактировать с окружающими;
  • серьезные затруднения при построении дружеских или любовных отношений.

Симптомы заболевания также различаются в зависимости от различных его видов и форм.

Синдром Каннера или детский аутизм чаще всего проявляется у детей в возрасте до трех лет. Нарушения при этом проявляются в коммуникациях и поведении. Социализация ребенка тоже в значительной степени страдает. У таких пациентов прослеживается явная агрессия к себе и окружающим, немотивированные и частые вспышки гнева. Медико-психологические факторы представлены нарушением сна, наличием патологических страхов, сбоями в работе желудочно-кишечного тракта.

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм отличает от других видов заболевания:

  • отсутствие задержки речевого развития;
  • познавательные способности развиты выше нормы.
  • Для этого синдрома также характерно появление стереотипов, страстное увлечение каким-либо одним занятием. Часто у таких пациентов наблюдается неуклюжесть.

Синдром Ретта считается одним из наиболее тяжелых проявлений заболевания.

Для него характерны следующие симптомы:

  • торможение развития речи;
  • потеря приобретенных навыков;
  • утрата мышечного тонуса;
  • снижение двигательной функции и моторных навыков;
  • приступы эпилептического характера.

Симптоматика такого заболевания к пяти-шести годам жизни ребенка очень похожа на последние стадии тяжелых болезней центральной нервной системы. К сожалению, коррекции синдром Ретта не поддается.

СТАДИИ АУТИСТИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА

По мере развития и течения болезни пациент проходит следующие стадии заболевания:

Острая, начальная стадия. Или стадия психоза. Продолжительность ее обычно составляет от одного до шести месяцев. У пациента наблюдается снижение активности, изменение эмоционального фона, отрешенность от окружающей действительности, уход в себя, торможение развития.

Регрессивная стадия, продолжительность которой составляет от шести месяцев до года. Регрессивный аутизм характеризуется продолжением снижения активности, утратой приобретенных ранее навыков, потерей речи, появлением двигательных стереотипий: разжатие и сжатие кулаков, поднятие рук на высоту плеч или над головой, постоянное закладывание пальцев друг за друга, наличие примитивных действий, характерных для раннего периода развития, резкое напряжение мышц с последующими взмахами руками.

Кататоническая стадия длится от полутора до двух лет. Для нее характерно появление расстройств, характеризующихся чрезмерной двигательной активностью с присущей аутизму стереотипией и негативизмом: бег по кругу, раскачивания из стороны в сторону, постоянные кружения, лазание по мебели.

К окончанию последней стадии, как правило, у ребенка наблюдаются улучшения. При этом у него могут проявляться неврозы и психические расстройства, гиперактивность и импульсивность. Но при этом снова восстанавливается поврежденное развитие, что можно заметить по реакции больного на окружающих, регенерации речи в виде звуков или некоторых слогов при эмоциональных всплесках, а также по появлению навыков самообслуживания, ранее утраченных.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АУТИСТОВ

Механизмы развития у аутистов существенно отличаются от обычных людей. Поэтому применять к ним общепринятые критерии невозможно. Интеллект и мышление у пациентов, страдающих аутизмом, значительно снижены, характерна невозможность концентрации внимания и неспособность сосредоточиться на каком-либо конкретном действии. Уровень интеллекта у пациентов с высокофункциональным аутизмом обычно достигает среднего или чуть выше среднего.

Существует некоторый процент детей, у которых при аутизме проявляется синдром Саванта, отличающий их талантом в какой-либо узкоспециализированной сфере. Также при любом виде аутизма наблюдается значительная тяжесть в обучении.

Речь у больных аутизмом полна штампов, постоянно повторяющихся фраз и слов. Они начинают говорить намного позже своих сверстников, неправильно строят предложения, путают личные местоимения. Часто, говоря о себе, употребляют местоимения «он», «она» или «ты».

Физическое развитие аутистов сопровождается наличием постоянно повторяющихся движений, нарушениями мелкой и крупной моторики, координации, характерна тяжелая походка, нередко переходящая в импульсивный бег. Их движения могут быть вялыми или скованными, руки не принимают участия в двигательной активности.

Восприятие аутистов заторможено, им достаточно тяжело перерабатывать информацию, особенно при одновременном ее поступлении. От таких пациентов невозможно дождаться быстрого ответа или какой-либо молниеносной реакции. Сенсорный механизм восприятия срабатывает в зависимости от обстановки, в которой находится больной. Легче всего воспринимается информация, поданная в привычной и спокойной среде. Необходимо помнить что, то, на что обычные люди не обратят внимания, у аутистов может вызвать сильнейшее раздражение. Это может быть и яркий свет, и мерцание лампы, и различные запахи, и определенные звуки.

ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЯ

Диагностировать данное заболевание, особенно на ранних стадиях, очень сложно. Ведь и у обычных детей может прослеживаться отставание в развитии и отстраненность от малознакомых людей. Диагностика аутизма должна происходить в то время, когда родители заметили первые признаки формирования отклонений у ребенка, самым типичным из которых является искаженное восприятие пациентом окружающей действительности.

Заподозрить данное заболевание можно и при внутриутробном развитии. Грамотный специалист заметит отклонения уже во втором триместре беременности, когда интенсивный рост тела и мозга плода, может являться признаком аутизма.

Диагноз аутизм в обязательном порядке ставит врач, проводя различные диагностические тесты, а также тест на уровень интеллекта. Специалист обязан проверить речевые функции ребенка, недостаток коммуникаций и разносторонность его интересов. Важна при этом и социальная активность пациента.

ЛЕЧЕНИЕ АУТИЗМА И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ,

СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ

Аутизм не вылечивается полностью. Основной целью при лечении является помощь в формировании социальных контактов, повышение навыков самообслуживания.

Хорошо зарекомендовали себя:

  • логопедическая терапия;
  • игровая и поведенческая терапия;
  • трудовая терапия; семейная терапия;
  • использования различных моделей развития.

Коррекционная работа при аутизме направлена на прием психотропных, противосудорожных препаратов, антипсихотиков и антидепрессантов. Обучаются дети аутисты отдельно от здоровых детей. Для них существуют специальные учреждения, где используются различные методики обучения.

КАК ЖИТЬ С РЕБЕНКОМ АУТИСТОМ

Очевидно, что родителям, имеющим ребенка аутиста достаточно тяжело вести обычную и привычную жизнь. Многие даже увольняются с работы, чтобы можно было полностью заниматься больным малышом. Какие же рекомендации и советы дают психологи, позволяющие справиться с этим нелегким заболеванием?

Памятка для родителей аутистов представляет собой следующие пункты:

  • Создать благоприятную обстановку в семье, чтобы максимально успокоить больного маленького пациента и подарить ему ощущения уюта и комфорта.
  • Научиться понимать ребенка, его речь и действия, чтобы способствовать впоследствии его лучшей адаптации в социальной среде.
  • Провоцировать вовлечение в коллективную деятельность посредством невербальных игр. Для этого хорошо подойдут пазлы, головоломки, конструктор.
  • Постоянно повторять с малышом пройденный материал.
  • При играх необходимо акцентировать внимание ребенка на правильности его поступков, и делать этого постоянно для лучшего запоминания.
  • Ставить перед ребенком следует лишь достижимые цели и с терпением относиться к возможным капризам и истерикам.
  • Обучать распознаванию эмоций других людей. Для этого хорошо использовать мультфильмы или театральные представления.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аутизм – тяжелое и неизлечимое психологическое заболевание, чаще всего развивающееся в детском возрасте. Иногда ему подвержены и взрослые пациенты. При своевременной диагностике и квалифицированном лечении люди, с таким диагнозом живут полноценной жизнью, получают высокооплачиваемую работу, вступают в брак и заводят детей.

Аутизм – не приговор, и отчаиваться при обнаружении у ребенка болезни ни в коем случае не стоит. Наоборот, следует приложить все усилия, чтобы помочь ему справиться с проблемой


Возврат к списку